Инвестиции в искусство, кажется, настолько сложны, что посильны лишь искусствоведам. Стоит ли начинать, если сам не разбираешься, да и сведущих знакомых нет? На самом деле среди коллекционеров и инвесторов почти нет профессиональных искусствоведов или людей с профильным образованием. Коллекционированию нигде не учат.
Дорога по изучению предмета коллекционирования у всех примерно одинаковая: чтение профильной литературы, посещение выставок, общение с арт-дилерами и опыт самостоятельных покупок.
Одно из правил: нельзя безоговорочно верить бумагам, разнообразным экспертным заключениям. По факту, экспертиза, в стране является сейчас репутационной. Юридической ответственности эксперт не несёт, то есть имеет полное право безнаказанно ошибаться. Поэтому рынок экспертизы оказался скомпрометирован «проплаченными» заключениями. Как же тогда справляться?
Мы дадим вам некоторые рекомендации:
1) Общий совет— не совершайте покупку при малейших сомнениях.
— Лучше сильно переплатить за настоящую вещь, чем «выгодно» купить подделку.
— Даже слишком дорого купленный подлинник когда-нибудь догонит и перегонит свою цену, став еще дороже.
2) Ходите в музеи, подолгу смотрите на подлинники полюбившегося вам художника. Это поможет вам многое понять.
— Доверяйте своим глазам, вкусу и первому впечатлению.
— Не переоценивайте значения сертификатов: не основанных на убедительных аргументах. Вывод подтверждает лишь самоуверенность эксперта, если не его нечистоплотность.
3) Идите к продавцам сами, чтобы заранее составить о них представление. Не ждите, когда вам принесут «именно то, что вы любите», именно сейчас обнаруженное на чердаке.
— По большому счету, коллекционеры – это люди, которые готовы платить большие суммы, потому что верят, что так они могут попасть в историю.
4) Приобретай только то, что тебе нравится, и прислушивайся к интуиции.
— Никогда не покупай работу только потому, что она дорого стоит.
— Собирай глазами, а не ушами. Худшая оценка коллекционера — «свиной глаз».
— Воспитывай свое зрение на безусловных эталонах. Узнай о предмете своего собирательства как можно больше: собирай литературу, каталоги, мемуары. Избегай фальшивок, но не осуждай их в чужом собрании.
Инвестор должен всегда помнить о том, что вложения в искусство — долгосрочные. Кроме того, необходимо покупать только качественные работы.
Всегда лучше приобрести топовую вещь художника второго ряда, чем проходную даже великого мастера. Основа инвестирования: ликвидность, доходность и надёжность приобретаемого товара.