Дисконт или премия при покупке облигации – это разница между номинальной ценой облигации и стоимостью её покупки. Если бумага продаётся дешевле номинала, то говорят, что она продаётся с дисконтом, а если дороже – то с премией.
Каждая облигация в обязательном порядке имеет свою номинальную стоимость, то есть ту сумму, которую эмитент должен заплатить инвестору при погашении. При этом рыночная стоимость ценной бумаги отличается от номинальной, прежде всего потому, что размер купона определяется при выпуске ценной бумаги, а ставки кредитования меняются постоянно. Кроме того, может меняться и рыночная ситуация заёмщика, уровень доверия к нему. Компенсировать эти изменения помогает рост или снижение цены облигации.
Например, компания выпустила облигации с доходностью в 10%. Но на рынке произошли изменения. Предположим, что нормальная ставка приблизилась к 7% годовых. Инвестором выгодно покупать эту ценную бумагу, спрос на неё велик. И тогда рынок переоценивает облигацию, её цена вырастает на разницу между купонным процентом и рыночным, то есть 10-7=3%. Скорее всего, такая облигация будет продаваться с премией 3% от номинальной стоимости.
Справедливо и обратное. Допустим, облигация выпущена с купоном всего 3%, то есть с процентным платежом заведомо ниже рыночного – под такой доход инвесторам будет не интересно вкладывать деньги. И тогда облигация будет продаваться дешевле номинала, то есть с дисконтом. Размер этого дисконта будет таким, чтобы доход от инвестирования в ценные бумаги данного эмитента оказался на уровне прибыли от вложений в аналогичные альтернативные активы.